Современные формы дневниковСтраница 2
§ автора
, т.е. создать собственный блог, размещать в нем интересные для себя посты, отвечать на комментарии, заниматься дизайном.
§ друга
т.е. следить за постами автора, комментировать их. Его связывают с автором общие интересы.
§ случайного комментатора
, который попал на этот блог и «зацепился» за какой-то пост. В зависимости от заинтересованности, он может стать другом, а может больше никогда сюда не попасть.
§ просто посетителя
, читающего все подряд, но не вступающего в диалог с автором. Впрочем, эта позиция может перерасти в любую из трех вышеназванных, если общение в блогах «зацепит» неофита.
В блог-системах, как правило, отсутствует позиция педагога
(наставника, советчика, тьютора). И тому есть причины: Во-первых, принципиальная открытость и демократичность блогов зачастую противоречит авторитарной позиции школьного учителя. Во-вторых, организация деятельности в блогах предполагает совершенно новые технологии, т.е. требует новых профессиональных компетенций. В-третьих, многих учителей пугает сам феномен электронной среды.
Конечно, блог-порталы бесконечно далеки от классно-урочной системы. Однако они формируют культурные стереотипы, создают новые нормы общения и самовыражения – т.е. запускают свой
(пока что альтернативный) процесс образования
. Чтобы преемственность не нарушалась, – а блоги все-таки играют роль «дневников-организаторов» – эту технологию должны освоить учителя. И максимально задействовать ее плюсы, нивелируя минусы и сохраняя роль экспертов и авторитетных образцов для подрастающего поколения.
Итак, благодаря своей популярности, доступности, простоте использования блоги имеют огромный потенциал, в частности, для образовательного процесса – в качестве электронной среды для саморазвития, проектирования, сотрудничества учащихся и педагогов.
На мой взгляд, самым важным полюсом образовательного дневника станет взаимная коррекция планов и целей
на учебный год (четверть, полугодие…) ученика и учителя. Подобная форма становится особенно продуктивной в старших классах. Старшеклассники уже достаточно ответственны, чтобы самостоятельно составлять индивидуальный учебный план.
Образовательный блог необходим для саморазвития и самоконтроля. Служа электронным органайзером, он структурирует, а, являясь модным средством коммуникации, стимулирует работу ученика. Немаловажно при этом, что такой блог создается специально для творческого саморазвития, познавательного общения и проектно-исследовательской работы.
Каждый участник образовательного процесса занимает свою позицию. Так что же даст электронный дневник разным группам?
· ученикам – удобную электронную среду
для
самообразования, самоконтроля и продуктивного общения, для выражения собственных мыслей, желаний, сомнений;
· учителям
– удобную технологию поддержки и сопровождения ученических инициатив;
· родителям
– отличный шанс стимулировать подростка, повысить его интерес к обучению и собственным жизненным перспективам.
Таким образом, электронный дневник ученика может стать одним из эффективных средств взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Дневник — всегда живая хроника происходящего. Его превращение его из банальных прикладных записей в литературный жанр стало возможно, когда частный человек стал интересен не только самому себе, но и окружающим. Ведь дневниковые записи фиксируют опыт, который читателем расценивается одновременно как уникальный и всеобщий. История интересна нам, когда она воплощена в мыслях и чувствах конкретных людей – таких же, как мы сами.
Эти сущностные свойства сохранились у дневников и в наше время. Система онлайн-дневников также дает возможность пользователям не только фиксировать свои мысли и чувства, но и осмыслять современный мир, главные тенденции развития культуры посредством изучения (хотя бы беглого знакомства) с сотнями и тысячами живых документов времени, открытых для чтения и коммуникации. Технология комментирования дневниковых записей и обмена «постами» очень продуктивна для создания виртуальных проектных групп и творческих союзов.
Похожие статьи:
Хронограф
Хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15–16 веков.
История жанра хронографа на русской почве началась, видимо, с составления хронографической компиляции, которую древнерусские книжники называли «Хронографом по великому изло ...
Преодолевший футуризм
В. Шершеневич представляет собой тип поэта-исследователя: ему недостаточно просто заниматься творчеством. В. Брюсов и многие другие критики отмечали тот факт, что проблемы теоретического плана очень часто заслоняли для В. Шершеневича прак ...
Неужели зло так привлекательно?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала уяснить, что значит зло, и может ли это понятие вообще нести в себе нечто положительное.
С. И. Ожегов в своём толковом словаре даёт такие определения слова «зло»:
1. Нечто дурное, вредное, про ...