ВведениеСтраница 2
Необходимо отметить, что в исследованиях эпохи предромантизма и жанра готического романа вышезаявленные аспекты творчества Анны Рэдклиф практически не рассматривались. Упоминание о влиянии эстетических концепций Э.Берка на художественный мир Рэдклиф есть в фундаментальных исследованиях Н.А.Соловьевой и работах К.Н.Атаровой, но этот вопрос не получил в них глубокой разработки. Тем не менее, исследования Н.А.Соловьевой оказали большую помощь в раскрытии основной темы данной работы. Пожалуй, это единственный литературовед, широко и полно рассмотревший явления предромантической эпохи.
Достаточно всеохватывющее представление о личности Анны Рэдклиф, ее творчестве и авторских особенностях можно получить из работ К.Н.Атаровой.
Некоторые аспекты и специфику готического жанра рассматривают М.П.Алексеев, С.В.Тураев, В.М.Жирмунский, Н.А.Сигал, А.М.Зверев, А.Бутузов. В их работах готический роман и породившая его предромантическая эпоха представлены в общем аспекте, без конкретики. Известно, что у А.М.Зверева есть фундаментальные труды по проблеме готического жанра, но ознакомиться с ними не удалось в силу их недоступности.
Необходимо упомянуть И.И.Черенкову, делавшую акцент на творческом методе Рэдклиф, В.Стахеева, чья статья дала представление о биографии романистки и о Рэдклиф как личности, В.Э.Вацуро, упоминавшего первых русских читателей и переводчиков романов писательницы, а также многочисленные пособия по истории зарубежной литературы под разными редакциями.
Необходимо отметить проблему нехватки материала по творчеству Анны Рэдклиф и эпохи предромантизма вообще. Долгое время предромантизм как литературная эпоха признавался далеко не всеми литературоведами, поэтому исследования этого этапа и его представителей очень немногочисленны. Много занимались проблемами готического жанра такие западные литературоведы как Эдит Биркхэд, Эйно Райло, Девендра Варма и Монтегю Саммерс, но их работы не переводились на русский язык и продолжают существовать лишь в первых изданиях, что затрудняет их использование. Сопоставлением романов Т.Л.Пикока и А.Рэдклиф в отечественном и западном литературоведении никто не занимался, а сведения о Т.Л.Пикоке и его романе «Аббатство кошмаров» достаточно скудны. Общая картина его личности и творчества представлена лишь Н.А.Соловьевой и А.Горбуновым.
Для обобщения теоретического материала по пониманию пародии как жанра литературно-художественной имитации опорой послужили работы Ю.Н.Тынянова, Д.С.Лихачева, М.М.Бахтина, Б.Томашевского, П.Г.Богатырева, а также статьи о соответствующих понятиях в литературных энциклопедиях и литературоведческих словарях.
Сведения о философской и эстетической базе явлений предромантизма были взяты из работ К.Гилберта, Г.Куна, Е.И.Клименко, О.А.Кривцуна, М.Б.Ладыгина, В.П.Шестакова и других, а также из исследований и трактатов самих философов-эстетиков – Эдмунда Берка и Дэвида Юма.
Таким образом, вышеперечисленные материалы послужили лишь отправным пунктом для создания данного исследования, задачи которого – выявить специфические жанровые особенности романов Анны Рэдклиф в контексте предромантической эстетики, представленной трудами Эдмунда Берка, и в сопоставлении с пародией Т.Л.Пикока; проследить традиции готического романа Рэдклиф в литературе XIX – XX веков; проанализировать романы А.Рэдклиф и Т.Л.Пикока в соответствии с заявленной темой и исследовать специфику и философию готического жанра вообще. Материалами исследования являются романы А.Рэдклиф «Роман в лесу» (Romance of the Forest) и «Тайны Удольфского замка» (The Mysteries of Udolpho), а также роман Т.Л.Пикока «Аббатство кошмаров», мотивом выбора которых можно считать отражение в них самых ярких художественных особенностей и индивидуальной авторской манеры.
Похожие статьи:
Уильям Мейкпис Теккерей (1811—1863)
Современник Диккенса, еще один замечательный мастер английского реалистического романа XIXв., блестящий сатирик, Уильям Мейкпис Теккерей родился в Калькутте в 1811 г., в состоятельной семье колониального чиновника. После смерти отца в шес ...
Русская литература в XVII веке (Симеон Полоцкий)
Повести о «Смутном времени» («Новая повесть о преславном Росийском царстве», «Повесть 1606 г. », «Плач о пленении и о конечном разорении Московского государства», «Сказание» Авраамия Палицына, повести о кн. М. В. Скопине-Шуйском, «Послани ...
«Выхожу один я на дорогу» (анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова)
Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непоср ...