Разделы


Периодизация римской литературы

Материалы » Традиционализм и новаторство римской литературы » Периодизация римской литературы

Существуют разные подходы к периодизации римской литературы. В основном выделяют два основных этапа:

Эпоха Республики

Эпоха Империи

Первый этап

- это литература эпохи Республики. Он состоит из трех периодов

· Первый – архаичный, или долитературный; он представлен образцами фольклора.

· Второй – ранняя римская литература (Ш – первая половина II в. до н.э.) отмечена появлением первых римских писателей, положивших начало важнейшим видам римской литературы. В эту эпоху жили поэты Ливий Андроник, Невий, Плавт, Энний, оратор Аппий Клавдий Слепой и историк Квинт Фабий Пиктор. Из всех вышеперечисленных писателей полное представление можно составить лишь об одном - о Плавте, от которого до нас дошло двадцать комедий.

· Третий период – литература периода Гражданских войн(середина IIв. до н.э. – 30-е годы н.э.). В это время творят мастера слова, работавшие в разных жанрах: оратор Цицерон и поэт-лирик Катулл, историк Юлий Цезарь и Лукреций, творец философского эпоса «О природе вещей». Литература этого периода характеризуется такими произведениями, которые стали классическими не только в римской, но и в мировой литературе.

Второй этап

– литература эпохи Империи. Здесь также можно выделить три периода.

· Первый – литература «века Августа», так называемого «золотого века». Он представлен созвездием блестящих имен, среди которых Вергилий, Гораций и Овидий.В этом веке активное развитие получает поэзия, для которой характерны с одной стороны, патриотические темы, с другой стороны – любовные мотивы

· Второй период – это время I в. – начало II века н.э., «серебряный век», когда творили философ и драматург Сенека, прозаик Петроний, автор романа «Сатирикон», баснописец Федр.

С одной стороны, послеавгустовская эпоха не случайно названа «серебряным веком». Литераторы, достаточно самобытные, в мастерстве, масштабности, глубине поставленных проблем, уступают своим предшественникам, таким, как Вергилий, Гораций и Овидий.

С другой же стороны они характеризуются своими несомненными достижениями и своеобразием.

Во-первых, писатели уже в меньшей степени зависимы от греческого влияния, развивают римские художественные формы. Они опираются не только на творения эллинов, но и на опыт своих предшественников. Во-вторых, в литературе «серебряного века» политическая проблематика отходит на второй план. Теперь, в отличие от эпохи Республики, вмешательство в политическую борьбу было чревато последствиями. В-третьих, возросло внимание писателей к проблемам этики, к поведению человека. Это было закономерно, так как в то время граждане ощущали непрочность своего положения, непредсказуемость судьбы. В-четвертых, в литературе получил развитие риторический стиль, появилось пристрастие к пафосу, патетике, при сравнительно неглубоком содержании. Художественная проза приобретала ритмичность, сближалась с поэзией, ее стиль становился красочным, пышным. Характерными для этого века становятся жанры мифологической поэмы и трагедии. В-пятых, в литературе усилился интерес к быту, к частной жизни отдельного человека, который отдалялся от государственных и общественных дел. Усугубляется искусство психологической характеристики и портрета.

· В третьем, заключительном периоде римской литературы, самая заметная историческая фигура – Апулей, создатель римского романа, автор знаменитого романа «Золотой осел».

В целом же, римская литература, особенно в эпоху Империи, уступает греческой, в глубине эстетического анализа и своей масштабности.

Похожие статьи:

«Княжна Мери»
В повестях «Бэла», «Максим Максимыч» и «Тамань» Печорин находится в самом тесном соприкосновении с простыми людьми и людьми «естественными» — горцами. И как бы эти люди не отличались друг от друга — «смирные» или «хищные», — их объединяет ...

Иисус Христос как символ лирики А.Блока
Важные жизненные вехи А. А. Блока нашли органичное отражение в его творчестве: едва ли не все ключевые моменты блоковской биографии можно проиллюстрировать поэтическими строками. Вообще в его поэтике четко прослеживается путь духовных пер ...

Притча как литературоведческая проблема
Притча относится к очень древним жанрам. Но несмотря на древность изучено это явление явно недостаточно. Вопрос об определении понятия предоставляется всё еще открытым. Проблема притчи осмысляется Т. Давыдовой и В. Прониным, Н.Л. Мусхели ...