Разделы


Заключение
Страница 1

Материалы » Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв. » Заключение

Анализ публицистики В.Г. Распутина в ее эволюции с 1950-х до 2000-х годов выявил то, что темы публикаций в разные годы изменялись, а с ними менялось и отношение автора к современным проблемам. Героическое направление раннего периода в публицистике В.Г. Распутина связано с изображением сибирских комсомольских строек. Пафос этих очерков определяет романтическая устремленность к идеалу, настоящее оценивается с позиции будущего. Грядущий мир символизируется традиционным для соцреализма образом новых городов ("Голубые города" А. Толстого).

Основной тип героя - герой-преобразователь, человек-теург, строитель утопически прекрасного будущего. Образы персонажей приближены к "житийному" образцу, раскрываются в сюжете титанического труда и противостояния природе. Они гармонизируют, укрощают и возделывают пространство хаоса дикой природы (рытье котлована на строительстве ГЭС в пятидесятиградусный мороз, подрыв скал на месте прокладки железнодорожных тоннелей и т.д.). Природа в очерках дана как символический фон, пейзаж, подчеркивающий мужество и силу героя, обретающего в этом неравном противостоянии духовно-моральное совершенство. Персонажи обладают своеобразно понимаемой внутренней свободой чувства и воли, даны в момент самоопределения.

Будущий писатель постигает, интерпретирует и оценивает жизнь с точки зрения прочно укорененной в структуре мышления имплицитной теоретической парадигмы. Картина мира складывается из понятий и образцов, штампов и концептов официальной социалистической культуры. Мировоззрение В.Г. Распутина в ранней публицистике соответствует нормативам и идеологическим установкам авторитарного общества, оно связано с "удвоением" мира: умозрительно постигаемое господствует над реальным, поэтому реальность наделяется идеальными свойствами. Этим объясняется поэтика символизации в репортажах, очерках и зарисовках молодого В.Г. Распутина. "Стиль мышления" определяет своеобразие иерархии ценностей: общественное доминирует над личностным, реализация личностных ценностей возможна только через подчинение общественному предназначению.

В дальнейшем творчестве писатель обращается к экологической проблематике, вопросам сохранения Байкала. Экологическим темам публицистики, а также эволюции политических взглядов и нравственным проблемам, поднимаемым в статьях писателя, посвящена вторая глава.

Влияние человека на природную среду осмысляется писателем в двух аспектах: индивидуального отношения и социального воздействия. Первый аспект связан с проблемой познаваемости бытия. С социальным аспектом воздействия человека на природную среду связана экологическая проблематика. Писатель подчеркивает, что напряжения всех возможностей человека не достаточно для восприятия величия космоса во всей его полноте, поэтому природа в концепции В.Г. Распутина связана с тайной.

Ситуация невозможности познания объясняется, во-первых, разностью бытийного статуса природы и человека, во-вторых, утратой человеком онтологического сознания, способности к трансценденции (умению видеть и владеть языком истолкования и расшифровки знаков потусторонней реальности) в результате замкнутости в границах социального. В мировосприятии В.Г. Распутина стабильно проявляются черты архаики. Восприятие субъектом речи очерков себя и своего места в мироздании, как и места в нем человека вообще, близко онтологическому сознанию представителя архаической культуры, когда человек воспринимает себя неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Патерик
Патерик – описание жизни святых отцов. Отдельно следует сказать о жанре апокрифа. Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный». Это произведения религиозно-легендарного характера. Апокрифы получили о ...

Энциклопедии и энциклопедические словари
Это, пожалуй, наиболее известные справочные издания. Мало найдется людей, которые бы не пользовались ими хотя бы время от времени. Однако имейте в виду, что издатели нередко путают эти два термина. Поэтому загляните в книгу сами, чтобы уб ...

Пародия Томаса Л. Пикока «Аббатство кошмаров» и готические романы Анны Рэдклиф
Пародия Томаса Л. Пикока «Аббатство кошмаров» - наиболее остроумное сатирическое произведение, воспроизводящее политическую и культурную жизнь эпохи с точки зрения радикала. Именно Т.Л.Пикок последовательно поддерживает так называемую «ан ...