Эволюция публицистики В.Г. Распутина в советское и постсоветское
время. Публицистика ранняяСтраница 2
Публицистика во многом определяет своеобразие прозы В.Г. Распутина. Н.С. Тендитник отметила остроту нравственных конфликтов в первых рассказах писателя. Одним из них является рассказ "Я забыл спросить у Лешки", напечатанный впервые в январском-февральском 1961 года номере альманаха "Ангара". В нем повествуется о судьбе трех товарищей на большой сибирской стройке, о неприятии ими проявления бюрократизма и равнодушия к человеку, а в результате чего один из них, Лешка, погиб. Нужен трактор, чтобы перевезти тело, а мастер сказал, что не даст его, даже если "свалится половина бригады" [32; 86]. Друзья несут Лешку на руках, их дорога оказывается нелегкой, она полна тяжелых раздумий. В памяти живут слова и поступки товарища, всегда настаивавшего на верности принципам, на неприятии лжи.
В августе 1961 года В.Г. Распутин увольняется из редакции "Советская молодежь" и поступает на должность редактора литературно-драматических передач Иркутской студии телевидения. Проработал он здесь менее года и был уволен за передачу о писателе П. Петрове. В.Г. Распутин пострадал за попытку публичной реабилитации писателя, возглавлявшего иркутскую писательскую организацию в 30-е годы. Уже тогда он доказал, что может идти против течения.
В 1962 году писатель уезжает в Красноярск и работает литсотрудником газеты "Красноярский рабочий", позже переходит на должность спецкора газеты "Красноярский комсомолец". Активно печатает в газете очерки, статьи о жизни комсомольцев и молодежи Красноярского края.
В газетах "Красноярский рабочий", "Красноярский комсомолец", "Советская молодежь", "Восточно-Сибирская правда", в альманахе "Ангара" началась публикация рассказов и очерков, составивших книги "Край возле самого неба" и "Костровые новых городов".
Писатель побывал в этот период на строительстве дороги Абакан - Тайшет. В газете "Красноярский комсомолец" появляются статьи:
1) "Ты пламя берешь" - 1964, 13 сентября;
2) "По Крольскому тоннелю прошел первый поезд" - 1965, 24 января;
3) "Слушайте, Абакан и Тайшет…" - 1965, 27 января;
4) "Дай руку, Тайшет" - 1965, 29 января;
5) "Там, за Кролом, восток" - 1965, 31 января;
6) "Ну, здравствуй, дорога" - 1965, 5 февраля;
7) "Слет первопроходцев" - 1965, 7 марта;
8) "Поездам снятся дали" - 1965, 10 марта;
9) "Вот и все - начинайте сначала" - 1966, 16 февраля.
Так же В.Г. Распутин побывал на Красноярской ГЭС, у первооткрывателей Талнаха и у охотников Тофаларии. Эти события отразились в статьях: "Ребята верят…" - 1964, 25 ноября, "От солнца до солнца", "Из Тофаларского дневника" - 1964, 19,20 декабря, "Возвращение" - 1965, 17 января, "Подари себе город на память" - 1965, 27 июня, "Володя и Слава" - 1965, 15 августа, "Пять последних шагов" - 1965,20 августа.
Тип молодежной газеты обусловил тематическую специализацию В.Г. Распутина-журналиста, тип героя и модус его авторской оценки. Положительный герой В.Г. Распутина - ударный труженик, активный общественник, сознательный гражданин - "настоящий советский человек". Он характеризуется непротиворечивостью и внутренней цельностью. Уже в начале 1960-х годов в журналистском творчестве В.Г. Распутина оформляются две основные тенденции - героическая и онтологическая. Первая возникает в репортажах и очерках о жизни бодайбинских приисков и строительстве Братской ГЭС и развивается в период работы писателя в "Красноярском комсомольце". Вторая воплощается в цикле очерков о Тофаларии и ряде других работ.
Похожие статьи:
Рассказы Л.Н. Толстого
Исследователи творчества великого русского писателя Льва Николаевича Толстого подсчитали, что за свою долгую жизнь он создал свыше пятисот произведений — художественных, философских, публицистических, педагогических и других. Вместе с дне ...
Концепция жизни в лирико-философских рассказах Бунина 900-х гг. Раздумья о
месте и назначении человека. " Перевал" как
эпиграф ко всему творчеству Бунина
Конец 90-х гг. – время наряженных поисков творческой самостоятельности И. Буниным. Самокритичность его самооценок свидетельствует, что в его творчестве наступил переходный период, своего рода "перевал" творческой жизни, на пути ...
Особенности жанра литературной сказки.
Соответствует ли «Крошка Цахес» всем параметрам жанра?
До сих пор не существует четкого разграничения жанров литературной и народной сказки, а также общепринятого определения литературной сказки. Первая попытка дать определение принадлежит Я. Гриму: отличие литературной сказки от сказки народ ...