Разделы


Эволюция публицистики В.Г. Распутина в советское и постсоветское время. Публицистика ранняя
Страница 2

Материалы » Анализ проблематики и выявление основных особенностей публицистических статей В.Г. Распутина рубежа ХХ–ХХI вв. » Эволюция публицистики В.Г. Распутина в советское и постсоветское время. Публицистика ранняя

Публицистика во многом определяет своеобразие прозы В.Г. Распутина. Н.С. Тендитник отметила остроту нравственных конфликтов в первых рассказах писателя. Одним из них является рассказ "Я забыл спросить у Лешки", напечатанный впервые в январском-февральском 1961 года номере альманаха "Ангара". В нем повествуется о судьбе трех товарищей на большой сибирской стройке, о неприятии ими проявления бюрократизма и равнодушия к человеку, а в результате чего один из них, Лешка, погиб. Нужен трактор, чтобы перевезти тело, а мастер сказал, что не даст его, даже если "свалится половина бригады" [32; 86]. Друзья несут Лешку на руках, их дорога оказывается нелегкой, она полна тяжелых раздумий. В памяти живут слова и поступки товарища, всегда настаивавшего на верности принципам, на неприятии лжи.

В августе 1961 года В.Г. Распутин увольняется из редакции "Советская молодежь" и поступает на должность редактора литературно-драматических передач Иркутской студии телевидения. Проработал он здесь менее года и был уволен за передачу о писателе П. Петрове. В.Г. Распутин пострадал за попытку публичной реабилитации писателя, возглавлявшего иркутскую писательскую организацию в 30-е годы. Уже тогда он доказал, что может идти против течения.

В 1962 году писатель уезжает в Красноярск и работает литсотрудником газеты "Красноярский рабочий", позже переходит на должность спецкора газеты "Красноярский комсомолец". Активно печатает в газете очерки, статьи о жизни комсомольцев и молодежи Красноярского края.

В газетах "Красноярский рабочий", "Красноярский комсомолец", "Советская молодежь", "Восточно-Сибирская правда", в альманахе "Ангара" началась публикация рассказов и очерков, составивших книги "Край возле самого неба" и "Костровые новых городов".

Писатель побывал в этот период на строительстве дороги Абакан - Тайшет. В газете "Красноярский комсомолец" появляются статьи:

1) "Ты пламя берешь" - 1964, 13 сентября;

2) "По Крольскому тоннелю прошел первый поезд" - 1965, 24 января;

3) "Слушайте, Абакан и Тайшет…" - 1965, 27 января;

4) "Дай руку, Тайшет" - 1965, 29 января;

5) "Там, за Кролом, восток" - 1965, 31 января;

6) "Ну, здравствуй, дорога" - 1965, 5 февраля;

7) "Слет первопроходцев" - 1965, 7 марта;

8) "Поездам снятся дали" - 1965, 10 марта;

9) "Вот и все - начинайте сначала" - 1966, 16 февраля.

Так же В.Г. Распутин побывал на Красноярской ГЭС, у первооткрывателей Талнаха и у охотников Тофаларии. Эти события отразились в статьях: "Ребята верят…" - 1964, 25 ноября, "От солнца до солнца", "Из Тофаларского дневника" - 1964, 19,20 декабря, "Возвращение" - 1965, 17 января, "Подари себе город на память" - 1965, 27 июня, "Володя и Слава" - 1965, 15 августа, "Пять последних шагов" - 1965,20 августа.

Тип молодежной газеты обусловил тематическую специализацию В.Г. Распутина-журналиста, тип героя и модус его авторской оценки. Положительный герой В.Г. Распутина - ударный труженик, активный общественник, сознательный гражданин - "настоящий советский человек". Он характеризуется непротиворечивостью и внутренней цельностью. Уже в начале 1960-х годов в журналистском творчестве В.Г. Распутина оформляются две основные тенденции - героическая и онтологическая. Первая возникает в репортажах и очерках о жизни бодайбинских приисков и строительстве Братской ГЭС и развивается в период работы писателя в "Красноярском комсомольце". Вторая воплощается в цикле очерков о Тофаларии и ряде других работ.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Романтизм и реализм в творчестве М.Горького
Максим Горький вошёл в русскую литературу как провозвестник обновления жизни. Несмотря на то, что раннее творчество Горького относится к периоду, когда в русской литературе уже сформировался реализм как творческий метод, его первые расска ...

Белинский
В крепостнической России XIX в. художественная литература была той ареной, на которой все общественные вопросы ставились с большой остротой и силой. Поэтому представители демократической общественной мысли выступали тогда преимущественно ...

Баллада как литературный жанр
БАЛЛАДА в средние века у романских народов первоначально обозначала песню, исполнявшуюся обычно женщиной, с хоровым и хороводным сопровождением (провансальская balada, итальянская ballata, французская ballade происходят от народно-лат. ba ...