Разделы


Ода в поэзии Плеяды.

Материалы » Поэзия Плеяды и реформа поэтических жанров в литературе Франции 15-16 вв. » Ода в поэзии Плеяды.

Разработка жанра оды также стала одним из важнейших достижений поэтов Плеяды. Ведущую роль в этом сыграл, конечно же, Ронсар (несмотря на то, что оды Дю Белле были написаны и опубликованы раньше). Ю.Б.Виппер называет выход в 1550 году в свет од Ронсара “переломной вехой в истории французской поэзии, в значительной степени предвосхитившей и предопределившей более поздние / … / пути ее развития”. Именно в “Одах” наиболее полно проявились теоретические постулаты, провозглашенные в “Защите и прославлении французского языка”. “Пой оды, еще не известные французской музе: под лютню, настроенную созвечно с римской и греческой лирой; и пусть в них не будет ни одного стиха, где не виделся бы след редкостной античной эрудиции”,- писал Жоашен Дю Белле в своем манифесте. Творчество Ронсара и представляло собой попытку перенести античную оду на французскую почву.

Ронсар заимствовал основную черту античной оды – ее функцию прославления. У Ю.Б.Виппера находим: “Основное предназначение оды для Ронсара и его соратников – прославлять и тем самым увековечивать силой поэтического слова жизненные ценности, будь то подвиги исторических деятелей, творения мыслителей и поэтов, прелести родной природы или добродетели близких людей”. Естественно, что хвалебные функции оды предопределяли ее тяготение к возвышенным интонациям, торжественному тону. Ю.Б.Виппер выделяет несколько аспектов хвалебности ронсаровой оды:

1. С одной стороны, в этой хвалебности проявляется стремление к идеализации действительности, ее приукрашиванию, возвышению и монументализации.

2. С другой стороны, в восхвалении отражается и мировоззрение поэта, свойственной ему радостное жизнелюбие, восхищение, вызванное многообразием мира и упоение собственными творческими силами.

Ронсар в своих “Одах” обогатил французскую поэзию тематически и эмоционально. Ю.Б.Виппер отмечает, что “ей стали доступны более разнообразные регистры чувств, начиная от торжественно-возвышенного и кончая интимно-шутливым”.

Именно в “Одах” Ронсар осуществляет свою реформу строфической системы, а также осуществил ряд метрических нововведений. Разнообразие различных строфических форм становится поистине огромным, что дает новый импульс к развитию поэзии. Наиболее важными моментами реформ, по мнению Ю.Б.Виппера, были:

1. Реформа способствовала сближению поэзии с музыкой, проникновению в нее музыкального начала. Строфическое построение усиливало мелодическую организованность стихотворения, позволяло шире варьировать мелодический рисунок, определяющий тональность и музыкальное звучание произведения.

2. Реформа дала неисчислимое количество вариантов строфы, многие из которых стали затем классическими и вошли в золотой фонд французской поэзии. Причем само разнообразие созданных Ронсаром строфических структур и было основным проявлением поэтического качества по сравнению с предыдущей поэтической традицией.

3. Расширение изобразительных возможностей стиха за счет строфического принципа, а также придание поэтической мысли большего динамизма.

Похожие статьи:

Характеристика хронотопа повести Пелевина «Желтая Стрела»
Желтая стрела – символ, который встречается в повести постоянно. Хронотоп в этой повести можно также назвать «Желтая стрела». Действие всей повести происходит в поезде в один отрезок времени. Пространство ограничено, со временем тоже ника ...

Белинский
В крепостнической России XIX в. художественная литература была той ареной, на которой все общественные вопросы ставились с большой остротой и силой. Поэтому представители демократической общественной мысли выступали тогда преимущественно ...

Произведения
1. «Зарницы мысли» (1908) 2. «Качалка грёзэрки» (1912) 3. «Громокипящий кубок» (1913) 4. «Златолира» (1914) 5. «Ананасы в шампанском» (1915) 6. «Wictoria regia» (1915) 7. «Поэзоантракт» (1915) 8. «Собрание поэз» (1916) 9. ...