Разделы


Сонет в поэзии Плеяды.

Материалы » Поэзия Плеяды и реформа поэтических жанров в литературе Франции 15-16 вв. » Сонет в поэзии Плеяды.

Поэзия Плеяды – это поэзия соревнования, соревнования в поэтическом мастерстве, соревнования с древними и итальянцами. Соревнование с Италией в области высокой поэзии требовало освоения петраркисткой лирики и главнейшего ее стихотворного жанра – сонета. Ю.Б.Виппер приводит цитату Дю Белле: “Пой прекрасные сонеты – это столь же ученое, как и любезное итальянское изобретение /… / для сонета у тебя есть Петрарка и насколько современных итальянцев”.

Подробное рассмотрение сонета в поэзии Плеяды дается в работе Ю.Б.Виппера.Он называет сонет “незаменимым в смысле действенности катализатором высокой поэтической техники”. Ю.Б.Виппер считает, что сама форма сонета была глубоко созвучна “каким-то коренным чертам эстетических пристрастий и влечений, свойственных творцам французской литературы”.

Сторонники обновления французской поэзии, провозглашенного вождями Плеяды, не замедлили откликнуться на требование времени. Петраркисткие по своему духу лирические сборники стали появляться один за другим. Стремление подражать петраркистким увлечениям вождей Плеяды распространялось все шире и шире в литературной среде.

Ю.Б.Виппер говорит, что “из петраркистких сборников, созданных поэтами Плеяды, наиболее примечательны как целое “Олива” Дю Белле и “Любовные стихотворения” Ронсара”, так как в них “не только в полной мере выражено творческое начало каждого из поэтов, но они являют собой еще и определенные вехи с точки зрения формальной структуры”. “Олива”, например, это первый сборник любовных стихотворений во Франции, составленный только из сонетов. В “Любовных стихотворениях” Ронсара окончательно закрепляется ставшее затем традиционным во французском стихосложении построение терцетов на основе трех рифм, а также принцип регулярного чередования мужских и женских рифм, который приобрел со временем обязательный характер. Помимо этого можно также привести цитату Л.Е.Маслобоевой, которая говорит, что “все эти произведения отмечены пафосом утверждения новой поэзии и проникнуты оптимизмом”.

Ронсар внес в поэзию эмоциональную мощь своих сонетов. Ю.Б.Виппер пишет, что эстетическому воплощению этой мощи служат три основных момента:

1. Развернутость и вместе с тем органичность членения поэтической фразы, придающая движению мысли размах, наполняющая стих глубоким дыханием.

2. Виртуозное владение стремительным ритмом, создающим невиданный ранее во французской поэзии динамизм в воспроизведении чувства, подчиняющийся закоам благородной и соразмерной гармонии.

3. Способность превращать музыкальность, благозвучие стиха в прямое выражение его эмоционального содержания.

Именно музыкальность стиха и называется Ю.Б.Виппером одним из важнейших завоеваний Плеяды по сравнению с “более рассудочной лирикой” предшествовавших Плеяде поэтов.

Похожие статьи:

Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) — великий национальный гений, создатель поэтических произведении непревзойденной красоты и совершенства. Как художник он развивался с необычайной быстротой, безошибочно усваивал самое ценное и значит ...

Человек в природе и обществе в понимании Дефо
Другие романы Дефо («Молль Флендерс», «Капитан Сингльтон», «Полковник Джек» и др.) являются тоже своеобразными робинзонадами, только в них обособленный индивид, одиночка, оказывается во враждебной стихии людской, в обществе. «Человек быва ...

Шарлотта Бронте как мастер пейзажа
Шарлота Бронте проявила себя как блестящий мастер пейзажа. Она видела мир глазами художника, да она и была не только писателем, но и художником. Прекрасна и бесконечно разнообразна, описанная в ее романе природа северной Англии, все эти в ...