Разделы


Прямой комплимент.

Материалы » Комплимент как риторический жанр » Прямой комплимент.

Построение прямого комплимента достаточно стандартно. Он, в основном, имеет трехчастную композицию: обращение, собственно сообщение и мотивацию, т.е. детальную характеристику объекта:

v Людмила Ивановна, Вы на самом деле очень красивы. Ни у кого я не видела таких роскошных волос и выразительных глаз!

В качестве обращения могут выступать:

¨ одночленная номинация, представленная именем адресата:

v Леночка, вы как всегда очаровательны!

¨ двучленная номинация, состоящая из имени и отчества:

v Елизавета Сергеевна, Вы замечательный начальник, добрый и отзывчивый человек!

¨ подлежащее – местоимение:

v Ты сегодня очень хорошо выглядишь.

¨ дополнение – местоимение:

v Вам к лицу этот цвет.

Следует, пожалуй, отметить, что обращение в комплименте к адресату по фамилии для русской речевой культуры не свойственно. Кроме того, одночленная номинация, состоящая только из отчества, допустима лишь в тех редких случаях, когда между коммуникантами существуют близкие отношения, поскольку это придает высказыванию оттенок фамильярности:

v Васильевна! Ты замечательная женщина!

В комплиментах, которые произносятся при приветствии, встрече, обращение может отсутствовать:

v Привет! Как дела? Выглядишь потрясающе! И такая загорелая!

Довольно часто в прямых комплиментах мотивация отсутствует:

v Вы поразительно интересный человек!

v Вы замечательный собеседник.

Для комплиментов, в структуру которых входят краткие прилагательные, характерно употребление интенсификаторов качества так

, как

, для комплиментов с полными прилагательными – такой

, какой

. Они придают комплиментам эмоционально-экспрессивный оттенок и восклицательную интонацию:

v Мне хотелось бы почаще общаться с Вами. Вы такой приятный собеседник!

v Вы так умны и эрудированы!

Очень часто в прямых комплиментах используются распространители, указывающие на время:

v Вы, как всегда, очаровательны.

v Сегодня вечером Вы как-то особенно красивы.

Широко используются качественные прилагательные в сравнительной и превосходной степенях:

v Просто не верится, что спустя столько лет Вы стали еще прелестнее, чем были раньше.

v Вы очаровательнейшая женщина!

Под воздействием закона усиления в комплименте часто употребляются гиперболы, сравнения, градация.

Примером использования гиперболизации могут являться следующие комплименты:

v - Вот Вы, слава Богу, такая же…

- Какая такая?

- Не старитесь: такая же красавица! Знаете, я не видел такой старческой красоты никогда. (Гончаров 1989: 90)

v Вот кто такая наша милая именинница? Она – возмутитель спокойствия восточных стран. Объясню. Если бы Магомет знал эту прекрасную женщину, он разогнал бы свой гарем, отменил бы многоженство и посвятил свою жизнь ей одной. (Застольные тосты 1997: 89)

Сравнения могут быть представлены по-разному:

¨ адресата сравнивают с каким-либо литературным персонажем:

v Вы наблюдательны как сам Шерлок Холмс!

v Вы воистину обладаете терпением и верностью Пенелопы!

¨ адресата сравнивают со знаменитыми людьми, авторитет которых всенародно признан:

v Этот юный Моцарт необычайно талантлив ( Телепередача “Утренняя звезда”)

v Вашему чувству юмора позавидовал бы даже Джером К.Джером!

Градация:

v Знайте, что не только Ваша красота сделала меня вашим поклонником. Меня пленил Ваш ум. И Ваши прекрасные душевные качества [В.Г.Белинский – М.В.Орловой 1990: 481 ].

v Я хочу признаться в любви к Любови Архиповой. Для меня она является воплощением великой женщины, великой актрисы, великой певицы. Ничего кроме восхищения и поклонения она вызывать не может (С.Белзс – Л Архиповой, телепередача “Город женщин”).

Объектами прямых комплиментов могут стать:

¨ Одежда, прическа, внешность собеседника:

v Вам к лицу эта прическа.

v С такой безупречной фигурой на Вас хоть мешок одень, он будет смотреться элегантно!

¨ Положительные качества собеседника:

v Вы очень талантливы.

¨ Положительная оценка действий, поведения собеседника:

v Я бы не смог более тактично поступить в этой ситуации, чем Вы.

Похожие статьи:

Потенциальные слова в поэзии Е.А.Евтушенко
Теперь стоит непосредственно обратиться к проблеме употребления потенциальных слов в творчестве поэта Е.А.Евтушенко. В начале приступим к анализу потенциальных слов, которые относятся к имени существительному и мотивированы различными ч ...

Введение.
Надежда, белою рукою сыграй мне что-нибудь такое, чтоб краска схлынула с лица, как будто кони от крыльца. Сыграй мне что-нибудь такое, чтоб ни печали, ни покоя, ни нот, ни клавиш и ни рук . О том, что я несчастен, врут. Еще нам пл ...

Анненский как символист
Мне надо дымных туч с померкшей высоты, Круженья дымных туч, в которых нет былого, Полузакрытых глаз и музыки мечты, И музыки мечты, еще не знавшей слова . О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне, Чтоб мог я стать огнем или сгор ...