Безличные предложения со сказуемым, выраженным глаголом
«Глагольные» безличные предложения далеко не однородны и распадаются на ряд достаточно узких структурных групп. Основные из них:
1) Предложения с переходными глаголами, выражающими активное воздействие стихийных сил на какой-либо объект. Особое применение таких групп предложений наблюдается в художественной литературе у писателей, описывающих явления природы.
Например: Прошло двое суток
– Вадим не
Объявлял своей тайны.
М.Ю. Лермонтов «Тамань»
2) Предложения с непереходными глаголами, обозначающими разного рода процессы, чаще всего – изменения погоды, изменения связанные со сменой дня и ночи также используются в художественной литературе.
Например: Было уже довольно темно
.
М.Ю. Лермонтов «Тамань»
3) Предложения с непереходными безличными глаголами на –ся
, выражающими непроизвольную лёгкость, а при отрицании, наоборот, трудность или даже невозможность пребывания в определённом состоянии, в том числе в состоянии определённой деятельности.
Например: Мне послышалось
, что он заплакал.
Мне не хотелось
его (Азамата) обижать.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
4) Предложения с непереходными и переходными глаголами, обозначающими болезненное состояние живого существа, чаще всего - лица.
Например: В глазах у меня потемнело
.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
5) Характерные для русского языка отрицательные предложения, выражающие отсутствие в описываемой ситуации определённого предмета или явления.
Например: У неё не было сил
защищаться.
М.Ю. Лермонтов «Вадим»
Похожие статьи:
«Скорби и вопросы» времени
Главная же мысль своеобразного творчества заключалась в указании на «скорби и вопросы» времени. Молодые литераторы тех лет, как и подавляющее большинство читателей «Отечественных записок», где печатались статьи Белинского, хорошо понимали ...
Произношение заимствованных слов
Общий процесс русификации (освоения) иноязычных слов постепенно ведет их к "подчинению" произносительным нормам русского литературного языка. Однако приспособление "чужих" сочетаний звуков к фонетической природе заимст ...
Образование кружка Елагина
В статье Кочетковой «Фонвизин в Петербурге», автор подробно описывает и деятельность самого создателя кружка. Кочеткова замечает, что, обладая не очень крупным писательским даром, Елагин, однако, играл самую активную роль в литературной б ...