Разделы


Введение

Материалы » Мотив природных стихий в творчестве Даниила Хармса » Введение

Тема природных стихий широко раскрыта в русской литературе. Вероятно, эта тяга к пониманию четырех стихий идет из прошлого. С древнейших времен восточные славяне прославляли стихии воды, земли, воздуха, огня. В литературе эта тема развивалась, рассматривалась с разных точек зрения в произведениях Пушкина, Тютчева, Бальмонта, Блока и многих других. Ее изучением в XX веке занимались такие критики, как Н.А. Гуриненко, И. Грачева, В.В. Мильков, В Курбатов и. т.д.

Изучением творчества Д. Хармса занимались многие литературоведы:

К.В. Дроздов, М. Мейлах, А.Н. Рымарь, современник Хармса Я.С. Друскин1, М.Н. Эпштейн. Произведения Хармса сложны для понимания, для изучения, но этим обстоятельством лишь усиливается интерес к автору. М. Ямпольский написал один из самых известных трудов о его творчестве «Беспамятство как исток (Читая Хармса)». В последнее десятилетие творчество Хармса вызывает особенно активный интерес у исследователей.

А вот тема природных стихий в творчестве Даниила Хармса раскрыта немногими и далеко не полностью. Частично раскрывают эту тему

И.Ю. Павлихина, А.Б. Устинова, О. Буренина, но осталась еще необьятная почва для исследования, представляющая для нас большой интерес.

Во вступлении Н. Пескова к труду М. Ямпольского есть следующие строки, объясняющие, пожалуй, вечную актуальность изучения творчества Хармса: «Тексты Д. Хармса ясны и в то же время загадочны. Именно это побудило автора -- известного культуролога и литературоведа -- посвятить свое исследование поэтике, философским истокам и культурному контексту творчества писателя. Автор просто читает Хармса, но это -- творческое чтение или, иначе, "свободное движение мысли внутри текста", которое позволяет ему сделать важные наблюдения и выводы, касающиеся не только творчества Хармса, но и искусства XX в. в целом.»

Как мы выяснили ранее, в разное время писатели по-разному воспринимали силу природных стихий, как человек может взаимодействоватьс ними. Наши далекие предки славяне благоговели перед силами природы; в большинстве языческих верований ведущее место занимали божества, олицетворяющие четыре природные стихии. С этим связано создание фольклорных произведений. В эпоху Возрождения человек воспринимался как покоритель, «царь» природы. Писатели XIX века видели в стихиях грозные силы, имеющие возможность в любой момент человека уничтожить. Даниил Хармс — представитель авангарда2 в литературе, неординарный человек — имел свой взгляд на все окружающее, в том числе и на происхождение, роль и взаимодействие с человеком природных стихий. Наша задача — раскрыть эти вопросы, изучить мотив природных стихий в творчестве столь незаурядного человека.

Похожие статьи:

Красные и советские
Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА) мыслилась как ополчение сознательного пролетариата, рвущегося к Мировой революции. Это название сохранялось до 25 февраля 1946 года. После этого Красная Армия официально стала называться Советской. ...

Неужели зло так привлекательно?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала уяснить, что значит зло, и может ли это понятие вообще нести в себе нечто положительное. С. И. Ожегов в своём толковом словаре даёт такие определения слова «зло»: 1. Нечто дурное, вредное, про ...

Выразительные средства юмора и сатиры в сказках Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» и «Медведь на воеводстве».
Язык – основное средство художественного изображения жизни в литературе. Слова в языке литературного произведения выполняют функцию образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки. Салтыков-Щедрин заботился о дохо ...