Разделы


Введение

Материалы » Мотив природных стихий в творчестве Даниила Хармса » Введение

Тема природных стихий широко раскрыта в русской литературе. Вероятно, эта тяга к пониманию четырех стихий идет из прошлого. С древнейших времен восточные славяне прославляли стихии воды, земли, воздуха, огня. В литературе эта тема развивалась, рассматривалась с разных точек зрения в произведениях Пушкина, Тютчева, Бальмонта, Блока и многих других. Ее изучением в XX веке занимались такие критики, как Н.А. Гуриненко, И. Грачева, В.В. Мильков, В Курбатов и. т.д.

Изучением творчества Д. Хармса занимались многие литературоведы:

К.В. Дроздов, М. Мейлах, А.Н. Рымарь, современник Хармса Я.С. Друскин1, М.Н. Эпштейн. Произведения Хармса сложны для понимания, для изучения, но этим обстоятельством лишь усиливается интерес к автору. М. Ямпольский написал один из самых известных трудов о его творчестве «Беспамятство как исток (Читая Хармса)». В последнее десятилетие творчество Хармса вызывает особенно активный интерес у исследователей.

А вот тема природных стихий в творчестве Даниила Хармса раскрыта немногими и далеко не полностью. Частично раскрывают эту тему

И.Ю. Павлихина, А.Б. Устинова, О. Буренина, но осталась еще необьятная почва для исследования, представляющая для нас большой интерес.

Во вступлении Н. Пескова к труду М. Ямпольского есть следующие строки, объясняющие, пожалуй, вечную актуальность изучения творчества Хармса: «Тексты Д. Хармса ясны и в то же время загадочны. Именно это побудило автора -- известного культуролога и литературоведа -- посвятить свое исследование поэтике, философским истокам и культурному контексту творчества писателя. Автор просто читает Хармса, но это -- творческое чтение или, иначе, "свободное движение мысли внутри текста", которое позволяет ему сделать важные наблюдения и выводы, касающиеся не только творчества Хармса, но и искусства XX в. в целом.»

Как мы выяснили ранее, в разное время писатели по-разному воспринимали силу природных стихий, как человек может взаимодействоватьс ними. Наши далекие предки славяне благоговели перед силами природы; в большинстве языческих верований ведущее место занимали божества, олицетворяющие четыре природные стихии. С этим связано создание фольклорных произведений. В эпоху Возрождения человек воспринимался как покоритель, «царь» природы. Писатели XIX века видели в стихиях грозные силы, имеющие возможность в любой момент человека уничтожить. Даниил Хармс — представитель авангарда2 в литературе, неординарный человек — имел свой взгляд на все окружающее, в том числе и на происхождение, роль и взаимодействие с человеком природных стихий. Наша задача — раскрыть эти вопросы, изучить мотив природных стихий в творчестве столь незаурядного человека.

Похожие статьи:

Из комедии «Ревизор»
Главная книга В июне 1836 Гоголь (снова вместе с Данилевским) уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет, если не считать двух приездов в Россию — в 1839-40 и в 1841-42. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, ...

Откуда шло пополнение
В России до сих пор любят старую советскую сказку: что ни одна страна не пострадала больше, чем СССР. Эта психология «самого бедного Буратино на свете» очень опасна. Давно известно, что, чтобы стать палачом, сначала нужно осознать себя же ...

Тема вечности природного бытия. Философское осмысление противостояния жизни и смерти
Радостно-пантеистическое отношение к жизни неизменно овеяно у Бунина острым ощущением ее неустойчивости, роковой предопределенности всего живого. Соответственно и восприятие лирическим героем окружающего не ограничивается его "язычес ...