Разделы


«Божественная комедия» Данте – как предвестник новой европейской литературы. Жизнь и творчество Данте А. – его шествие «по кругам ада»

Материалы » С Данте по кругам ада - жизнь и смерть в средние века » «Божественная комедия» Данте – как предвестник новой европейской литературы. Жизнь и творчество Данте А. – его шествие «по кругам ада»

Данте Алигьери родился во Флоренции в 1265 г. Мать его рано умерла, а отец, человек среднего достатка, был занят при­умножением своего состояния и заботами о новой семье, в ко­торой у него родились сын и две дочери.

Школа дала Данте не слишком широкое образование, но все же познакомила с геометрией и астрономией, историей и антич­ностью. Вергилий, Овидий, Эзоп* были первыми учителями Данте в литературе. Но главным его наставником стал родной город, с богатыми домами, узкими улочками ремесленников, с праздниками, освещенными факелами, и непокорной рекой Арно, которая время от времени выходила из берегов и сноси­ла мосты. Жители Флоренции были разделены на две партии: гвельфы были сторонниками папской власти, гибеллины поддержи­вали германских императоров. Вой­на горожан и феодалов взрывала покой Флоренции, города, населен­ного искусством и знаменитого сво­ими художественными промыслами. Юного Данте равно привлека­ли поэзия и политическая борьба.

В юности Данте встретил пре­красную девушку по имени Беатри­че Портинари, которую он назвал Благороднейшей. «Любовь воцари­лась над душой моей, — писал Дан­те в книге «Новая жизнь», где рас­сказывал об истории своих отноше­ний с Беатриче, — и много раз приказывала мне, чтобы я искал встречи с этим юным анге­лом ». Вот как описывает Данте одну из этих встреч: «Эта див­ная Донна явилась мне облаченной в белоснежный цвет . и, проходя по улице, обратила очи в ту сторону, где я стоял, весьма оробев . Она поклонилась мне столь благостно, что мне показа­лось тогда, будто вижу я предел блаженства . И так как в пер­вый раз тогда ее излетали слова, дабы достичь моего слуха, то я испытывал такую сладость, что словно опьяненный покинул людей и уединился в своей комнате и стал размышлять об Учти­вейшей».[1, c. 34]

Беатриче вышла замуж, родила детей и умерла в 25 лет. А Данте и после ее смерти продолжал писать ей сонеты и покло­нялся ей всю жизнь. Вот один из сонетов «Новой жизни», ис­полненный рыцарского поклонения даме сердца.

Чей дух пленен, чье сердце полно светом, Всем тем, пред кем сонет предстанет мой, Кто мне раскроет смысл его глухой, Во имя Госпожи Любви — привет им!

Смятение сердца Данте пытается заглушить политически­ми бурями, которыми изобиловала накаленная распрями жизнь Флоренции. Он участвует в битве при Ареццо и избирается в Совет Ста, управлявший Флорентийской республикой, он бо­рется с правителями, пытавшимися лишить Флоренцию неза­висимости, и отстаивает интересы родного города перед лицом папы римского. В 1302 г., обвинив в подстрекательстве к мяте­жу, Данте изгоняют из Флоренции. Жена и дети не последова­ли за ним. Скитаясь по Италии, находя лишь временный при­ют у разных властителей, Данте не переставал работать как поэт и мыслитель. Он пишет трактаты «Пир», «О народной речи», «О монархии», где отстаивает идеи единства итальян­ского народа.

В 1316 г. Флоренция объявила амнистию изгнанникам. Но условия возвращения были унизительны: уплата штрафа и пуб­личное покаяние. Данте, измученный скитаниями, все же от­вергает эти условия и пишет другу: «Это не путь возвращения на родину, но если вы и другие мои друзья найдете иной путь, который не будет унизителен для славы и чести Данте, я не буду медлить. А если нет такого пути, чтобы вернуться во Фло­ренцию, то я никогда туда не вернусь». Гордость, достоинство поэта не позволили Данте увидеть родной город, который он бесконечно любил и яростно проклинал за несправедливость, продажность, пороки.[2, c. 13]

Последние семь лет своей жизни Данте провел в Вероне и тихой Равенне, где мог спокойно заниматься наукой и главным делом своей жизни — «Божественной комедией».

Похожие статьи:

Религиозные веяния в испанской литературе XVI века
Нигде в литературе XVI века религиозная тематика не занимала такого видного места, как в Испании. Этому находится объяснение в особенностях развития Испании в XVI века. Гуманистические идеи не получили в этой стране своего полного философ ...

Теоретические основы сатиры как жанра. Черты сходства и отличия юмора и сатиры в художественной литературе
Смех вызывается тем, что мы неожиданно обнаруживаем мнимость соответствия формы и содержания в данном явлении, что разоблачает его внутреннюю неполноценность. Белинский видел его основу в несообразности явления с тем, что оно долж­но пред ...

Проблематика публицистических статей В.Г. Распутина. Экологическая тема в прозе и публицистике
Взаимосвязь природы с судьбой человека занимают в творчестве В.Г. Распутина определяющее место. Любое произведение писателя отражает эту предопределенную связь природы, общества и человека. У В.Г. Распутина к природе особое отношение. &qu ...