ЗаключениеСтраница 2
С развитием психологизма в литературе тема денег звучит в характеристике персонажей, обозначая преимущественно такие негативные качества, как расчетливость, корысть, скупость, переходящие в «неодолимую жажду стяжания», провоцирующие преступные деяния.
В сюжете деньги, состояние, наследство, приданое и т.д. часто составляют истинную или ложную мотивировку поступков, обусловливают расстановку персонажей. Противоречие меркантильных причин причинам идеологическим, этическим, эстетическим углубляет основной конфликт и создает основу для неоднозначного прочтения произведения. Введение мотива денег (наличия или отсутствия жизненно необходимой суммы) драматизирует сюжетные ситуации. Внезапно появившиеся (или исчезнувшие) деньги являются характерным сюжетным приемом разрешения ситуаций даже в произведениях признанных реалистов.
Разнообразные функции выполняет мотив денег в композиции: мотивирует завязку и кульминационные моменты, связывает фрагменты, окаймляет начало и конец, подчеркивая завершенность построения произведения.
[1] Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. М.; Л., 1953. С. 271. 273. 275.
[2] Там же. С 276.
[3] Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М., 1959. С. 331.
[4] В трагедии И.В. Гёте «Фауст» использован сюжет народных книг о сделках с чертом.
[5] См. например: Машинский С. Художественный мир Гоголя. С. 282.
[6] Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 2000. С. 193.
[7] Белинский В. Г. Полн. Собр. Соч. Т. 11. С. 121.
Похожие статьи:
Оригинальность языка, неповторимость поэтического слова Никула Эркая
Тематический и жанровый диапазон Эркая постепенно расширялся. Так, со временем он стал шире использовать традиции национального фольклора, о чем свидетельствует поэма «Песня о Раторе», написанная в 1936 году.
В конце 30-х годов в мордовс ...
Членение речевого потока
В устной реализации текст баллады содержит 34 синтагмы. Их объем представлен в таблице 1.
Таблица 1 Частотность синтагм разного объема в тексте баллады
Объем синтагмы
Частотность в тексте
трехсложная
1
четырехсложная ...
Анализ стихотворения «Няне»
С первых строчек понятно, как поэт относится к своей няне – между ними нет классовых преград, он обращается к ней как к равной по статусу. Сразу же после обращения идет повтор «давно, давно», который звучит как сожаление о долгом молчании ...
