Разделы


Заключение
Страница 2

Материалы » Тема денег в русской литературе » Заключение

С развитием психологизма в литературе тема денег звучит в характеристике персонажей, обозначая преимущественно такие негативные качества, как расчетливость, корысть, скупость, переходящие в «неодолимую жажду стяжания», провоцирующие преступные деяния.

В сюжете деньги, состояние, наследство, приданое и т.д. часто составляют истинную или ложную мотивировку поступков, обусловливают расстановку персонажей. Противоречие меркантильных причин причинам идеологическим, этическим, эстетическим углубляет основной конфликт и создает основу для неоднозначного прочтения произведения. Введение мотива денег (наличия или отсутствия жизненно необходимой суммы) драматизирует сюжетные ситуации. Внезапно появившиеся (или исчезнувшие) деньги являются характерным сюжетным приемом разрешения ситуаций даже в произведениях признанных реалистов.

Разнообразные функции выполняет мотив денег в композиции: мотивирует завязку и кульминационные моменты, связывает фрагменты, окаймляет начало и конец, подчеркивая завершенность построения произведения.

[1] Городецкий Б.П. Драматургия Пушкина. М.; Л., 1953. С. 271. 273. 275.

[2] Там же. С 276.

[3] Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М., 1959. С. 331.

[4] В трагедии И.В. Гёте «Фауст» использован сюжет народных книг о сделках с чертом.

[5] См. например: Машинский С. Художественный мир Гоголя. С. 282.

[6] Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 2000. С. 193.

[7] Белинский В. Г. Полн. Собр. Соч. Т. 11. С. 121.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

9-11 классы
По результатам ответов учеников 9-11 классов была также построена диаграмма. Было обнаружено следующее: больше всего точек соприкосновения с екимовскими героями в ответах на 1, 5, 6, 7, 9, 10 вопросы. Другие взгляды старшеклассники имеют ...

Понятие комического в литературе XIX века. Комическое как литературная и эстетическая категория
Комическое принадлежит к числу основных эстетических категорий. Существуют различные трактовки его места в системе эстетических категорий. Иногда его понимают как категорию полярную трагическому или возвышенному, например, немецкий писате ...

«Бэла», «Максим Максимыч».
Как и Онегин, Печорин – явление чисто русское, порожденное обстоятельствами русской жизни и общей культурной атмосферой 30-х годов. «Герой нашего времени» создавался в тот период, когда русская литература выходила из романтизма и вступи ...