Разделы


Заключение

Материалы » Нос как признак героя-трикстера в произведениях Н.В. Гоголя » Заключение

Рассмотрев загадку повести «Нос» и ряда других произведений Гоголя в новом, мифологическом ракурсе, мы увидели множество, казалось бы незаметных деталей – таких, как гипертрофированный нос у ряда персонажей; также мы узнали, что символ и детали у Гоголя имеют огромное значение, равно как и мифологическое восприятие мира Гоголем.

Мы заметили схожесть некоторых сюжетов Гоголя с кукольным театром и мифами! Например: сцена, когда проигравший Ноздрев пытается продать Чичикову разный хлам; похожее мы видим и в кукольном театре – там Петрушке (как мы замечали ранее он имеет схожие черты с такими персонажами Гоголя, как Чичиков, Ноздрев и другие) цыган пытается продать старую лошадь и другие вещи, и в итоге они дерутся (также и у Гоголя – Ноздрев попадает на Чичикова). Мы увидели схожесть и другого сюжета – Гоголя нос сбегает от Ковалева, а у древнего бога Трикстера то же проделывает фаллос (мы уже упоминали этот миф).

Как мы писали, у Гоголя можно выделить четырех явных трикстеров: Ноздрев, Чичиков, Шиллер и Нос (или Ковалев?!). В произведениях Гоголя нос имеет ряд функций. Во-первых: обозначение мужского начала и силы духа (например, «марсовость и воинственность» Чичикова), во-вторых: асоциальность образа героя (на фоне «других» персонажей «Мертвых душ» Ноздрев и Чичиков ярко выраженные» асоциальные типы»), в-третьих: необузданная сексуальность (например, Ковалева). Особенно заметна главенствующая роль носа в произведениях Гоголя «Мертвые души» и «Нос».

Но главная особенность нашей работы в том, что мы рассмотрели эту проблему в совершенно ином ракурсе – немного, казалось бы абсурдным, но интересном – мы рассмотрели ее через призму мифологического мышления.

Похожие статьи:

Последние пьесы Чехова
Смело переплетались в его пьесах с драматическими мотивами комедийные, вплоть до водевильных. Обе последние его пьесы – «Три сестры» и «Вишневый сад» – характеризуются гениальным по своей новаторской дерзости сочетанием драматического с к ...

Объединяющие жанры
Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик. ...

Литературные реминисценции в творчестве А.П. Чехова
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) выступил как преемник и продолжатель лучших реалистических традиций русской литературы. Глубокое воздействие оказало на Чехова творчество М. Ю. Лермонтова, писавшего об "остылости" души совреме ...