Жанровые и художественные особенностиСтраница 2
Говоря конкретно, по Навои, объектом этой любви являются:
а) человек и родина;
б) радостная и счастливая жизнь в мире;
в) природа, её богатство и прелести;
г) совершенный бог, проявленный в форме человека, прекрасной природы;
Назначение этой любви:
а) служить человеку, родине;
б) связать человека с природой, с реальной жизнью;
в) поднять достоинство человека и значение природы;
г) призывать людей к истинно человеческому, показывать, что имеют право пользоваться уважением только такие люди, которые обладают качествами настоящего человека;
д) видеть человека счастливым, радостным;
е) ненавидеть и преодолевать то, что противоречит истинной, человечности!
Эта любовь (третья - Р.Ю.) проникнута мистическим духом. Её объект - только абстрактный бог, который "существует" где-то вне пространства и времени, оторван от действительного мира, противостоит природе, реальному человеку. Последователи её любят только этого бога, противостоящего человеку, его реальным интересам. Отказываясь от всего мирского, от самих себя, они заняты стремлением к нему, к воплощению в нем, заняты путем мистической интуиции познанием бога в уединении от всех и от всего 722, с. 115-118/.
По убеждению Навои, любовь между мужчиной и женщиной - любовь-страсть - должна быть честной, искренней и обоюдной. Поэты воспевали именно такую любовь, ее нежность и красоту, силу и хрупкость. Следует подчеркнуть и ту истину, что в своих газелях поэты достигали совершенства не столько в описании возвышенной любви, в восхвалении, боготворении (возлюбленной, в создании образа красоты и обаяния, сколько в тех строках, где осуждают измену в любви, коварство красавиц.
Саккаки писал:
Глаза твои - убийцы, ресницы твои проливают кровь.
Чему еще могут научиться эти соседи палача?
Саккаки достаточно торговался с твоими черными локонами,
Но прибыль в его руках - только растерянность.
Примечательны среди таких примеров газели Саккаки, Атаи, Лутфи и других поэтов начала XV века, в которых, в соответствии с традицией классической персидско-таджикской поэзии, живо рисуется образ нежной кокетки-возлюбленной. Вот, например, газель Атаи:
Ай бигим, ушбу йуз дегул, шами била камармидур,
Ай бигим, ушбу соз дегул, шахд била шакармудур.
Коз ичидин кия-кия шиба била бакишларин,
Жан томурин кияр учун тигму я назармудур.
Или возьмем следующие бейты Саккаки, где поэт умоляет свою возлюбленную быть милосердной, сострадательной:
И хосн ганжи, бу заип конлумни вайран айлама,
Йуз оза зулфун тагитип, омрим паришан айлама.
Хар накасу хас-йузина хуш таза гул йанлиг кулуп,
Багримни хар дам гунчадак хасрат билан кан айлама.
Обращаясь к самому себе, Лутфи говорит:
О бедный Лутфи, не стремись встречаться с той златоликой,
Ибо обнимет белоликую не мужчина, а золото.
Тема любви нашла своё дальнейшее развитие в творчестве Хиркати, пользовавшегося богатым наследием поэзии Востока, а также устным народным творчеством. Он, единственный в своем роде, написал газель о Любви как философской категории:
Ишкнин кавну макан ичра макани йоктурур,
Лейк баксан жан козида ишксиз йоктур макан.
Бул хаваслар бинихайатдур качан тапкан хабар,
Ишк атин туткан била та болмагунча багри кан.
Ишк оти машхур ерур ким корди шаклу суратин,
Жану дил коймакдин озга ким ани корди аян.
Анлагил Гумнам баксан хар тараф йок гайри ишк,
Фани билган коз корар хеч тил ани килмас баян (81-я газель).
Похожие статьи:
Что же реально происходило?!
Безвозвратные потери Западного фронта за первые 17 дней войны составили 341 тысячу человек, из которых не менее 200 тысяч составили пленные. По данным нацистов, они захватили в плен даже 288 тысяч человек.
25 июля приказом генерал-кварти ...
Преобразование (трансформация) устойчивых словосочетаний в языке электронных
средств массовой информации как проявление динамики фразеологии
Познания о собственной культуре, а также традициях других стран, человек черпает из книг, журналов, средств массовой информации (СМИ), в частности из Интернета - глобального информационного пространства. «Информационные связи – основной и ...
Эмма Бовари – центральный образ романа
Таков фон, на котором развертывается история главной героини – мадам Бовари. Отношение автора к героине двойственно. Когда Флобер исходит из оценки той среды, в которой задыхается мадам Бовари и которую сам Флобер тоже ненавидит, он ей со ...