Ф.М. Достоевский (1821—1881)Страница 2
Но у человечества есть вечный идеал, воплощенный в личности Иисуса Христа, к которому человек будет постепенно приближаться по мере своего развития. Идею разумного и гармонического общества социалисты, как считает Достоевский, взяли в христианстве, но наметили ложный путь ее осуществления. Но человеческое совершенство зависит от экономического устройства общества, а нравственные начала определяют область общественных, и в том числе экономических, отношений. Идеал — это принесение своего "я" в пользу другого посредством любви. Стремление к этому идеалу — нравственный закон, неисполнение которого заставляет человека страдать. Но это страдание уравновешивается блаженством исполнения закона. По убеждению Достоевского, этот нравственный закон христианства лучше других уберегла русская культура, в которой отсутствует начало обособления людей, столь характерное для культуры европейской. Русская же интеллигенция в своей европеизации оторвалась от народных начал, и ей следует вернуться к ним, "обществу" вернуться к "почве", чтобы дать миру новую общечеловеческую идею, ибо русскому народу суждена великая миссия всечеловеческого воссоединения. Но время такого воссоединения оторванного от "почвы" общества еще далеко впереди.
Середина 60-х гг. — сложный период в истории страны. Общественное движение после неудачного покушения Каракозова на Александра II было сковано правительственной реакцией. Положение усугублялось тем, что общий кризис, возникший в результате проведения крестьянской реформы, отменившей крепостное право, но приведшей к массовому ограблению народа, охватил и духовную сферу. Освобожденная в условиях ломки русского общества "личная инициатива", не сдерживаемая никакими моральными и культурными нормами и запретами, оказывалась во власти "новейших идей", возводивших такую личную инициативу в культ. Это пагубно отражалось на моральном состоянии общества.
Именно такое болезненное состояние общества и молодого человека, ставшего его жертвой, изображает Достоевский в романе "Преступление и наказание" (1866). Его героем стал не просто человек, непосредственно участвующий в изображаемых событиях, но и идеологически оценивающий их. Идея зачастую становится непосредственным импульсом поступков, руководя действиями человека. Развенчание ложных социалистических идеи составляет важную часть замысла романа.
В центре романа — фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, захваченного новыми идеями, новыми общественными теориями. Идеи эти отражают современное состояние раздробленного общества, где воцарился культ активной личности героя, который ради достижения своих целей может пренебречь всеми законами, в том числе и нравственными. Герой романа убежден, что именно такие люди движут историю, обеспечивают исторический прогресс общества, прочие же — просто материал для исторического творчества одиночек. Таким образом, человечество оказывается разделенным на две неравные части, одна из которых "право имеет", а другая — "твари дрожащие". Эта идея родилась у Раскольникова в результате наблюдений за жизнью современного ему общества, в котором меньшинству богатых и сильных позволено все, и изучения исторического развития человечества, где царил тот же закон. Разделение людей на две категории неизбежно вызывает у Раскольникова вопрос о том, к какому типу относится он сам. С целью проверки этого он и решается на страшный эксперимент, намечая себе в жертву старуху, живущую ростовщичеством и приносящую, по его мнению, один лишь вред, а потому заслуживающую гибели.
Похожие статьи:
Поэзия В.А.Жуковского
Выдающимся явлением русской поэзии стало стихотворение В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (1812). Написанное и в самом деле «во стане русских воинов» в канун знаменитого Тарутинского сражения, оно сразу же приобрело огром ...
Трансформация значений
Говоря о лексических номах русского языка наших дней, следует иметь в виду также то, что многие слова и даже группы слов за последнее время изменили свое значение. Биржевик обозначало «биржевой делец», стали же так называть работника бир ...
Комедия дель арте
В Италии еще в XVI столетии возник своеобразный театрально-зрелищный жанр - комедия дель арте.
Сам термин "профессиональная комедия" указывает на то, что она исполнялась актерами-профессионалами и требовала высокого актерского ...